вторник, 13 марта 2012 г.

Остров Пасхи




Этот небольшой кусочек суши является одним из самых уединенных уголков нашей планеты. Он находится в Тихом океане и удален от ближайшего обитаемого острова Питкейр на 2600 км. Остров имеет форму прямоугольного треугольника площадью 163,6 кв. км. По всем трем углам размещены вулканы. Да и сам остров вулканического происхождения, а почва появилась благодаря эрозии склонов вулкана.

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.

Казалось бы, что интересного может быть на этом крохотном, удаленном от всего мира островке? Но остров Пасхи хранит не одну загадку…

Откуда взялись первые жители на этом крохотном клочке суши? Это первая из загадок. Версий было несколько, но самых правдоподобных – две. Автор первой – известный путешественник Тур Хейердал, считавший, что остров колонизировали переселенцы из Древнего Перу. В доказательство своей теории он даже совершил, подобно древним инкам, путешествие на плоту протяженностью 4349 миль за 101 день.

Кроме этого, Хейердал предоставлял и другие доказательства того, что в 800 г. остров Пасхи был освоен выходцами из Перу. Но почти все археологические данные говорят о том, что заселение острова началось значительно раньше, в 300 гг., жителями из Западной Полинезии.

К сожалению, о прошлом древних рапануйцев не осталось почти никаких данных, хотя у них существовала письменность, и это уже вторая загадка Рапа-Нуи. Остров Пасхи – единственный из островов Тихого океана, который имеет собственную систему письменности, к тому же, до сих пор не расшифрованную.


До нашего времени дошло очень мало табличек с загадочными письменами Ронгоронго. Эти тексты представляют собой пиктограммы – рисунки, изображающие людей, животных, астрономические символы. Способ написания – бустрофедон: направление строки чередуется в зависимости от ее чётности. Специалисты, изучающие эти таблички, нашли сходство между ними и древними языками долины Инда, китайскими иероглифами, евроазиатскими языками и языком индейцев кечуа с озера Титикака…


Но самая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла. Моаи представляют собой стилизованные человеческие фигуры с большими продолговатыми головами на коротких туловищах. Они стоят вдоль побережья, обращенные лицом к острову, безмолвно наблюдая за его жителями…


Остров Пасхи - статуи.




Каким образом древним обитателям Рапа-Нуи, удавалось изготавливать эти гигантские статуи, а потом перемещать их на довольно большие расстояния? Как их устанавливали на постаменты-аху? Зачем их вообще делали? На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа. Однако есть несколько теорий.

Но сначала факты. Всего на острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана Рано Рараку, в кратере которого изготавливались и все остальные моаи. Там же обнаружили множество незаконченных статуй и еще больше брошенных рубил, что наталкивает на мысль о внезапном прекращении работ в связи с каким-то серьезным катаклизмом.

На острове существует два вида моаи. «Великаны» от 10 метров ростом, без шапок-пукао, все они преимущественно стоят на склоне вулкана Рано Рараку, по шею в осадочных породах. И четырехметровые «карлики», водруженные на постаменты-аху вдоль океанского побережья, в оригинальных головных уборах. Они выглядят помоложе своих 10-метровых родственников, да и лица у них не такие длинные.

На этом факты кончаются. Дальше начинаются теории и легенды. Одно из сохранившихся преданий гласит, что когда-то на острове правили люди с длинными мочками ушей. У них в подчинении находились короткоухие. В это время вовсю велось строительство моаи, беспощадно вырубались пальмовые леса, пока экология острова не была доведена до нынешнего плачевного состояния. Население росло, есть стало нечего, дерева не хватало даже для изготовления лодок, начался каннибализм… Одним словом, короткоухие не выдержали и низвергли элиту.

Большинство ученых согласно с этой версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй. Некоторые даже дополняют общую картину подробностями. Так, считается, что короткоухими простолюдинами были выходцы из Полинезии, а длинноухой элитой – путешественники из Южной Америки, которые, прибыв на остров где-то в 800 г., каким-то способом на долгие годы смогли захватить власть над аборигенами. Этим можно объяснить странный облик моаи и некоторые особенности ботаники, лингвистики и архитектуры, которые подметил Тур Хейердал.

Нашли научное объяснение и множеству брошенных рубил в кратере Рано Рараку. Специалисты считают, что это отработанные инструменты. А поскольку изготовить новое каменное орудие труда намного легче, чем заточить старое, древние мастера выбрасывали отслужившие свое рубила. Вот и собралось их за сотни лет изрядно.

А неоконченные истуканы остались такими, потому что, вырубая их из относительно мягкого вулканического туфа, мастера натыкались на более твердые породы, преодолеть которые им было не под силу.

Но как доставляли каменных исполинов на нужное место? Местные жители ничего определенного сказать по этому поводу не могут, кроме того, что статуи ходили сами. В их языке даже есть слово, которое означает медленное передвижение без помощи ног. Но что они имели в виду – таинственную левитацию или что-то более приземленное – неизвестно.

А потом появилась теория движения вертикальным вращением вразвалку. Так еще передвигают тяжелые бочки и баллоны. Удачно проведенные полевые испытания этого метода все расставили по местам: с помощью веревок и коротких деревянных рычагов моаи уверенно «шагали» вперед.

И что же, все загадки маленького островка раскрыты и разъяснены с научной точки зрения? Но осталась еще одна, самая фантастическая версия. Ее приверженцы уверены, что остров Пасхи когда-то был частью легендарной Лемурии и вместе с ней исчез в океанских глубинах.

Много веков спустя в результате неких природных катаклизмов древний вулкан с 10-метровыми моаи на его склонах снова появился над водой. А первые колонисты острова, пытаясь воссоздать гигантских истуканов, по шею ушедших в осадочные породы, начали вырезать 4-метровых «карликов»…


Остров Пасхи, затерянный в Тихом океане... Гигантские статуи, человеческие фигурки, вырезанные из дерева, наскальные рисунки - все это еще далеко не до конца изучено и понято учеными. И дощечки-кохау - из темного блестящего дерева торомиро с вырезанными на них изображениями ящериц, лягушек, черепах, звезд, крылатого птице-человека, спиралей и т. п. - тоже загадка. Да еще какая! Более 130 лет бьются ученые, пытаясь прочесть ронгоронго - древнее иероглифическое письмо аборигенов острова Пасхи...
Некоторое время назад доктор исторических наук из Санкт-Петербурга Ирина Константиновна Федорова после многих лет титанического труда сумела прочесть кохау ронгоронго.
Но прочесть тексты - еще не значит понять, что скрыто за ними. И снова рождаются гипотезы...
Американский ученый Стивен Фишер живет постоянно в Новой Зеландии. Изучение кохау ронгоронго он начал с того, что овладел гавайским, самоанским и майорийским языками - все они принадлежат к полинезийской группе, куда входит и тот, на котором изъяснялись древние жители острова Пасхи.
Затем он собрал воедино всю документацию, касающуюся ронгоронго, описания традиций, ритуалов и верований жителей Пупа Земли, или Рапа-Нуи, - так именовали остров до появления первых европейцев (1722 г.), давших ему имя Пасхи, люди, прибывшие сюда из Восточной Полинезии в самом начале нашей эры. Шесть лет ушло у Стивена Фишера на то, чтобы встретиться почти со всеми специалистами, занимавшимися ронгоронго, и ознакомиться с подлинниками таинственных табличек. Правда, две из них, хранящиеся в вашингтонском Смитсоновском институте, ему почему-то не показали...
Сейчас осталось 25 кохау, разбросанных по музеям мира. А было время, как свидетельствовал в 1864 году французский миссионер Эжен Эйро (он первый из европейцев понял, что дощечки эти - величайшая ценность, древняя письменность аборигенов острова Пасхи), кохау были буквально в каждой семье...
Хранящиеся в музеях таблички содержат в целом около 14 тысяч иероглифов. На каждой из них - от 2 до 2300 изображений. Почти все они опубликованы лет сорок назад немецким этнографом Томасом Бартелем. Ценой длительного труда Бартель сумел более или менее распознать основные элементы ронгоронго...
В результате многолетней работы Фишер смог написать самую исчерпывающую из монографий о кохау ронгоронго, которая вышла в свет в 1997 году. Это был, пожалуй, тот редкий случай, когда ученый предполагал всего лишь собрать полную информацию о неизвестной письменности, а в результате, похоже, прочел написанное...
Основой работы Фишера стал так называемый Сантьягский жезл. Это нечто вроде деревянного скипетра длиной 126 и толщиной 6,5 см, на котором вырезано 2300 иероглифов - рекордное количество знаков, оставленных на табличках, дошедших до нас.
Некогда жезл принадлежал одному из "арики" - вождей острова, но в 1870 году был куплен офицерами ВМФ Чили и помещен в Музей естественной истории города Сантьяго.
В 1993 году Фишер побывал на острове Пасхи и в Чили. Просматривая по прибытии - в который раз! - многочисленные фотографии и перечитывая свои заметки, он обратил внимание на то, что текст, нанесенный "на скипетр", был разделен вертикальными линиями почти на сотню неравных секций. Затем Фишер заметил, что справа от каждой линии был изображен фаллосообразный иероглиф.
То, что текст следует читать слева направо, подтверждало такое наблюдение ученого: в одной секции группы иероглифов составляли единую строку, а в другой - такими же иероглифами были заняты две строки, причем обрывались они с правого края. Значит, иероглиф, находящийся правее разделительной черты, начинает собой следующую секцию текста.
Потом выяснилось: в каждом из разделов четвертый, седьмой, десятый и т. д. (через три) знак сопровождался тем же фаллическим "суффиксом". И ни один из таких разделов не содержал подобный знак в качестве конечного или предпоследнего. И ни в одном из разделов не было менее трех иероглифов. И в большинстве из них количество знаков делилось на три, причем почти каждая тройка содержала фаллический знак. Другими словами, весь жезл был в основном подчинен некой сакраментальной триаде.
Далее Стивен Фишер начал анализировать другие тексты ронгоронго - Малую сантьягскую табличку и Гонолульскую # 1. И там тоже была эта триада, хотя выдержана она была менее строго, но "суффикс" опять был на своем законном месте. И тогда исследователь подстроил формулу, которой подчинялось все строение текста...
Но что же весь этот текст значил? Изучение фольклора и космологических представлений древних полинезийцев напомнило Фишеру, что у них легенда о сотворении мира объясняла возникновение всего сущего целой серией актов соединения мужского начала с женским.
Это отражено и в триадах, на которых построены их ритуальные песнопения (кстати, само слово "ронгоронго" на языке жителей острова Пасхи означает нечто вроде "речитатива", заученного наизусть стихотворного напева). Еще в 1886 году американские морские офицеры, посетившие остров Пасхи, записали песню о сотворении мира "Атуа Мата Рири", которую при них торжественно исполнил некий Уре Ва'э Ико, - "патриарх пасхальцев", как они его называли.
В ней перечислен 41 случай подобных соединений, для нас зачастую звучащих странновато. Например: "Бог Мата Рири соединился со сладким лаймом (вид цитруса), и на свет явилось растение попоро..."
Фишер пришел к выводу: все три ронгоронго, у которых он обнаружил триадное построение текста, - это записанная "космогония" пасхальцев, их Книга начал.
Исследователь взял на себя смелость сделать предварительный перевод одной из триад Сантьягского жезла. Выглядит это так. Изображение птицы, за которой следуют изображения рыбы и солнца, означают: "Все Птицы соединились с Рыбой и породили Солнце..."
Старейшина исследователей ронгоронго Томас Бартель, уже упоминавшийся, дал выводам Фишера высочайшую оценку. В голландском городе Лейдене состоялась международная конференция, на которой дешифровка Фишера была с большим интересом встречена лингвистами - специалистами по аустронезийским языкам. Между прочим, эта языковая семья стоит на первом месте в мире по занимаемому ее носителями пространству - оно ведь протянулось от приафриканского Мадагаскара на западе до острова Пасхи на востоке, в центре Тихого океана.
Вдохновленный поддержкой, Фишер продолжил работу и установил, что простая триада, которую он перевел с Сантьягского жезла, повторяется и на другом памятнике, именуемом "Резной табличкой". Более того - выяснилось, что многие сохранившиеся кохау ронгоронго полностью или частично тоже посвящены истории сотворения всего сущего.
Можно полагать, что те надписи, где фаллический знак сохранился, древнее остальных, и Сантьягская среди них - старейшая: она выведена с наибольшим тщанием. Мастер наносил сперва иероглифы нажимом острых осколков обсидиана (вулканического стекла), а затем углублял рисунок с помощью акульего зуба. Археологи сумели реконструировать этот процесс. В фольклоре аборигенов также сохранилось упоминание, что жезлы были первыми предметами, на которые наносился текст.
Интересная деталь: сохранившиеся таблички не равны по информационной ценности. 15 из них содержат 85 процентов всех текстов ронгоронго. Сохранились они случайно, и вполне вероятно, что многие из не дошедших до нас тоже содержали легенду сотворения мира и всего живого.
Правда, как в свое время установил Т. Бартель, одна табличка представляет собой календарь, а еще несколько настолько своеобразны, что пока дешифровке не поддаются.
Тем не менее, благодаря трудам многих историков и лингвистов, цивилизацию острова Пасхи теперь уже нельзя считать не только мертвой, но и безнадежно немой. А впереди - новые исследования и новые споры ученых. Ведь кто-то связывал ронгоронго с письменностью перуанцев, кто-то - с древней письменностью, процветавшей в долине Инда, а кто-то - с древнекитайским рисуночным письмом. Между тем, скорее всего, ронгоронго - единственная "самостоятельная" письменность, возникшая во всей Океании до ХХ века.
Источник:
podrobnosti.ua
















https://www.google.by/search?q=%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B8&hl=ru&prmd=imvnsl&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=hkleT5uxJsHntQbi6dShDA&sqi=2&ved=0CEgQsAQ&biw=1366&bih=663  по этой ссылке можно посмотреть несколько десятков фотографий с Острова Пасхи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий