История возникновения Таро
Таро представляют большой интерес, привлекая насыщенными красками и интересными художественными решениями. Существует более сотни разновидностей Таро от классических марсельского и египетского ТАРО до колод нарисованных Сальвадором Дали и разработанных известным оккультистом Ошо.
К Таро обращаются студенты колледжей и тинэйджеры, домохозяйки, бизнесмены, професссионалы, коллекционеры, - по сути, люди всех категорий. Тинэйджеры вступают в партии Таро. Взрослые посещают ланчи Таро, бенефисы и даже пикники, на которых устраивают лекции по Таро.
В миниатюрах ТАРО есть нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рассказывает Кавендиш, один из выдающихся современных британских исследователей "карты ТАРО открывают ворота в мир, где кажущееся не соответствует действительности, где ничто не поддается исчерпывающему пониманию.
Залитый солнцем средневековый пейзаж, по которому как изумительные игрушки передвигаются крохотные фигурки - Шут в колпаке с бубенцами, Король и Королева с блестящей свитой, Смерть, занятая своей жатвой, Отшельник с посохом и лампадой... "
Происхождение карт Таро остается загадкой. Курт де Гебелин в 1781 году в "Le Monde Primitif" выдвигает теорию о том, что карты Таро - древняя египетская книга, "Книга Тота".
Тот - египетский Меркурий, о котором говорят, что он был одним из ранних правителей и изобретателем системы иероглифов. Согласно этой легенде, египетские жрец использовали карты ТАРО для предсказания будущего и управления страной.
Старшие арканы - для решения государственных, религиозных и мировозренческих проблем, младшие - для ответов на бытовые вопросы. В период упадка Египта жрецы опасаясь, что могущественное знание может попасть в руки варваров, скрыли карты Старших Арканов, а младшие арканы были переданы цыганам, благодаря которым они и попали в Европу. Впрочем, скорее всего это красивая легенда.
Французский оккультист XVIII века Этейлла, долго занимавшийся изучением истории гадательных и игральных карт, провел большую работу по восстановлению и изъяснению смысла семидесяти восьми символов, известных сегодня под названием Таро и традиционно возводимых к изображениям на стене подземной галереи одного из египетских храмов.
Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия: египетское "Та-Рош", "Путь царей") изначально представляло собой иероглифическую "Книгу Тота". Книга эта состояла из 78 золотых пластинок, на которые были нанесены некие таинственные знаки. Этейлла говорит, что это единственная книга, уцелевшая от ярости халифа Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к гре-кам и римлянам, а от них распространилась дальше.
Впрочем, вопрос о происхождении карт представляется для нас не самым главным. Важность карт Таро заключается в них самих.
Одними из первых это поняли члены английского Ордена Золотой Зари, серьезно занимавшиеся оккультизмом и вырабатывавшие принципы мировоззрения наступающей эры Водолея. В 1910 году член Ордена Артур-Эдвард Уэйт в сотрудничестве с художницей Памелой К. Смит издали колоду Таро, на которой впервые в истории рисунками были снабжены и Младшие Арканы, то есть все карты от Туза до Десятки, что значительно облегчило их интуитивное понимание.
Теперь вот уже скоро сто лет, как эта колода остается самой популярной во всем мире. Вместе с ее производными - другими колодами, основанными на том же принципе, то есть с рисунками на всех Арканах, - она составляет сегодня так называемое "общее Таро", которым пользуется 90 процентов гадалок во всем мире.
В 1942 году британский маг и философ Алистер Кроули, также бывший член Ордена (закрывшегося в 1937 году), вместе с художницей леди Фридой Гаррис создали новую колоду, получившую имя Кроули. Она представляет собой целую энциклопедию оккультных знаний всех времен и народов, в основе же ее структуры лежит Каббала как учение, из всех западных наиболее приспособленное для передачи принципов наступающей новой эры.
Кроме них, в последнее время появилось также большое число колод, носящих название "Таро", однако содержащих совсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута, Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Количество карт в них бывает самое различное, а сами карты имеют смысл, который не соответствует ни одному традиционному. Гадать на них тоже, конечно, можно, но для этого существуют специальные правила и руководства.
СИМВОЛИКА ТАРО
Таро, это колода карт, до сих пор употребляющаяся для игры и гадания на юге Европы. Она почти не отличается от обычных игральных карт, которые суть не что иное, как урезанная колода Таро.
В ней те же короли, дамы, тузы, десятки и т. д. Карты Таро известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе. Есть несколько разновидностей Таро, насчитывающих разное количество карт. Точная копия древнейшего Таро так называемое, "Марсельское Таро".
Эта колода Таро насчитывает 78 карт. Из них 52, обычные игральные карты, к которым прибавляют по одной новой картинке в каждой масти, а именно, рыцаря, который вмещается между дамой и валетом; всего, следовательно, 1б карт, разбитых на четыре масти, две черные и две краевые.
Они называются так: жезлы (трефы), чаши (черви), мечи (пики) и пеитакли, или диски (бубны). Кроме того, есть еще двадцать две нумерованных карты с особыми названиями, находящиеся, так сказать, вне мастей:
• 1. Фокусник.
• 2. Жрица.
• 3. Царица.
• 4. Царь.
• 5. Первосвященник.
• 6. Искушение.
• 7. Колесница.
• 8. Справедливость.
• 9 Отшельник.
• 10. Колесо Фортуны.
• 11. Сила.
• 12. Повешенный.
• 13. Смерть.
• 14. Умеренность (Время).
• 15. Дьявол.
• 16. Башня.
• 17. Звезда.
• 18. Луна.
• 19. Солнце.
• 20. День Суда.
• 21. Мир.
• 0. Безумный.
Эта колода карт, согласно легенде, представляет собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц.
Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее кожаные карты и, наконец, карты бумажные.
Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне Таро, нечто совсем иное. Это книга философского и психологического содержания, читать которую можно самыми разными способами.
Приведу пример философского толкования общей картины или общего содержания книги Таро, так сказать, ее метафизическое заглавие, которое наверняка убедит читателей, •что эта книга не могла быть создана неграмотными цыганами XIV столетия.
Карты Таро разделяются на три части.
Первая часть: 21 нумерованная карта.
Вторая часть: одна карта под номером 0.
Третья часть: 56 карт, т. е. четыре масти по 14 карт.
При этом вторая часть является звеном между первой и третьей, в силу того что все 56 карт третьей части равны вместе одной, носящей номер 0.
Французский философ и мистик XVIII века Сен-Мартэн (неизвестный философ) назвал свой главный труд Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной. Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.
Представим себе 21 карту первой части, расположенные и виде треугольника по 7 карт в каждой стороне; в середине этого треугольника точку, изображающую нулевую карту (вторая часть), а вокруг треугольника квадрат, состоящий из 56 карт (третья часть) по 14 карт в стороне.
Так мы получаем изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной, или между ноуменальным (объективным) миром, психическим миром (или человеком) и феноменальным (субъективным или физическим) миром. Треугольник это Бог, Троица, ноуменальный мир. Квадрат, четыре элемента, есть видимый, физический или феноменальный мир.
Точка есть душа человека; и оба мира отражены в этой душе.
Квадрат равен точке, это значит, что весь видимый мир заключается в сознании человека, так сказать, создается в душе человека и есть его представление. А душа человека, это не имеющая измерения точка в центре треугольника объективного мира.
Очевидно, что такая идея не могла возникнуть у невежественных людей, так что Таро, это нечто большее, чем колода игральных и гадальных карт.
Идею Таро можно передать также формой треугольника, в котором заключен квадрат (материальная вселенная), в котором заключена точка (человек).
Очень интересно попытаться установить цель, задачу и применение книги Таро.
Прежде всего заметим, что Таро, это "философская машина", смысл и возможное применение которой имеет много общего с теми философскими машинами, которые пытались изобрести средневековые философы.
Некоторые приписывают изобретение Таро Раймонду Люллию, философу и алхимику XIII века, автору мистических и оккультных книг, он предложил схему "философской машины" в своей книге "Великое искусство".
С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать на них ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных на них в определенном порядке слов, обозначающих идеи разных миров. на некоторые слова устанавливали в определенном положении, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали т на него. Таро имеет много общего с этой "машиной". По своему замыслу это как бы своеобразные "философские счеты".
1 Таро позволяет вкладывать в разные графические изображения (подобно вышеприведенному треугольнику, точке и квадрату) идеи, трудно выразимые (или вовсе не выразимые) в словах.
2 Таро, оружие ума, которое помогает развивать его комбинаторную способность и т. п.
3. Таро, средство для гимнастики ума, для приучения к новым, расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений и к пониманию символов.
В гораздо более глубоком и разнообразном смысле Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, что система счисления (десятичная или иная) по отношению к математике.
Для ознакомления с Таро необходимо знать основные идеи каббалы, алхимии, магии и астрологии. По вполне правдоподобному мнению многих комментаторов, Таро, это конспект герметических наук с различными их подразделениями или, по крайней мере, попытка создать такой конспект.
Все эти науки представляют собой одну систему психологического изучения человека в его разнообразных отношениях к миру ноуменов (Богу и миру духа) и к миру феноменов ? видимому, физическому миру.
Буквы еврейского алфавита, различные аллегории в каббале, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии, все это лишь условный, сокровенный язык для выражения психологических идей.
Открытое изучение психологии, особенно в ее самом широком смысле, было когда-то невозможно: исследователя ждали пытки и костер.
Если заглянуть в глубь веков еще дальше, мы обнаружим еще больший страх перед всеми попытками изучения человека. Как можно было в окружении тьмы, невежества и суеверий того времени говорить и действовать открыто. Открытое изучение психологии даже в наше время, которое считается просвещенным, находится под подозрением.
Вот почему истинную сущность герметических наук. скрывали под символами алхимии, астрологии и каббалы При этом алхимия объявляла своей внешней задачей приготовление золота или отыскание жизненного эликсира; астрология и каббала, гадание; а магия, подчинение духов.
Но когда настоящий алхимик говорил о поиске золота, он имел в виду поиск золота в душе человека, когда говорил о жизненном эликсире, подразумевал поиск вечной жизни и путей к бессмертию. В этом случае золотом он называл то что в Евангелии называется Царством Небесным, а в буддизме, нирваной.
Когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он говорил о созвездиях и планетах в душе человека, т. е. о свойствах человеческой души и о ее отношении к Богу и миру. Когда настоящий каббалист говорил об имени Божества, он искал его Имя в душе человека, а не в мертвых книгах, не в библейском тексте, как делали это каббалисты-схоласты. Когда настоящий маг говорил о подчинении духов, элементалей и т. п. воле человека, он понимал под этим подчинение единой воле разных я человека, разных его желаний и стремлений. Каббала, алхимия, астрология, магия это параллельные системы психологии и метафизики.
Об алхимии очень интересно говорит в одной своей книге Освальд Вирт:
Алхимия фактически изучала мистическую металлургию, т. е. операции, которые природа производит в живых существах, глубочайшая наука о жизни скрывалась здесь под необычными символами.
Но столь грандиозные идеи разорвали бы слишком узкие черепа. Не все алхимики были гениями: жадность привлекала к алхимии искателей золота, чуждых всякому эзотеризму; они понимали все буквально, и их чудачества порой не знали границ.
Из этой фантастической кухни вульгарных шарлатанов возникла современная химия... Но истинные философы, достойные этого имени, любители или друзья мудрости, тщательно отделяли тонкое от грубого, с осторожностью и предусмотрительностью, как этого требовала "Изумрудная Скрижаль" Гермеса Трисмегиста, т. е. отбрасывали смысл, принадлежащий мертвой букве и оставляли для себя только внутренний дух учения.
В наше время мы смешиваем мудрецов с глупцами и отбрасываем все, что не получило официального патента.
Основу каббалы составляет изучение имени Божества в его проявлениях. Иегова по-еврейски пишется четырьмя буквами: йод, хе, вау, хе, IHVH.
Этим четырем буквам придано символическое значение. Первая буква выражает активное начало, инициативу, движение, энергию, "я"; вторая буква пассивное начало, инерцию, покой, ,не-я; третья равновесие противоположностей, "форму"; четвертая, результат, или скрытую энергию.
Каббалисты утверждали, что всякое явление и всякая вещь состоят из этих четырех начал, т. е. каждая вещь и каждое явление состоят из Бедственного имени. Изучение этого Имени, поv речески "Тетртраграмматона", или четверобуквия, его обнаружение во всем и есть главная задача каббалистической философии.
Четыре начала, по словам каббалистов, составляют все и вся в мире. Открывая эти четыре начала в вещах и явлениях совершенно разного порядка, в которых, казалось бы, нет ничего общего, человек обнаруживает подобие этих вещей и явлений друг другу.
Постепенно он убеждается, что все в мире построено по одним и тем же законам, по одному плану. С определенной точки зрения обогащение и рост интеллекта заключаются в расширении его способности находить подобия.
Поэтому изучение закона четырех букв, или имени Иеговы, представляет собой могучий способ расширения сознания. Идея совершенно ясна. Если Имя Божества пребывает во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть подобно друг другу, самая мельчайшая часть подобна лому, пылинка вселенной, и все подобно Божеству. Что вверху, то и внизу.
Умозрительная философия приходит к выводу, что мир, несомненно, существует, но что наше представление о мире окно. Это значит, что причины, вызывающие наши ощущения, существуют вне нас, но наше представление об этих причинах ложно.
Или, говоря иначе, что мир в себе, т. е. мир сам по себе, помимо нашего восприятия, существует, но мы не знаем его и никогда не сможем узнать, ибо все, что доступно нашему изучению, т. е. весь мир феноменов или прошений, это лишь наше представление о мире. Мы окружены стеной наших представлений и не можем заглянуть через эту стену на реальный мир.
Каббала ставит своей целью изучение мира, каков он есть, мира в себе. Другие "мистические" науки имеют точно такую же цель.
В алхимии четыре первоначала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями, или элементами: огонь, вода, воздух и земля, смысл которых перекликается четырьмя каббалистическими буквами. В магии четырем стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины сильфы и гномы, т. е. духи огня, воды, воздуха и земли.
В астрологии им соответствуют четыре стороны света: восток юг, запад и север, которые, в свою очередь, служат иногда для обозначения разных частей человека. В Апокалипсисе это четыре существа: с головой быка, с головой льва, с головой орла и с головой человека.
Все вместе это сфинкс, изображение слитых воедино четырех первоначал.
Таро представляет собой как бы комбинацию каббалы, алхимии, магии и астрологии.
Четырем первоначалам, или четырем буквам Имени Божества, или четырем алхимическим стихиям, или четырем классам духов, или четырем делениям человека, или четырем апокалиптическим существам в Таро соответствуют четыре масти: жезлы, чаши, мечи и пентакли.
Таким образом, каждая масть, каждая из сторон квадрата, равного точке, изображает собой одну из стихий, управляет одним классом духов.
Жезлы, это огонь, или эльфы; чаши - вода, или ундины; мечи - воздух, или сильфы; пентакли - земля, или гномы.
Кроме того, в каждой отдельной масти король означает первое начало, или огонь, королева (дама) второе начало, или воду, рыцарь третье начало, или воздух, и паж (валет) четвертое начало, или землю.
Дальше, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четверка - землю. Четвертое начало, совмещая в себе три первых, является началом нового квадрата. Четверка является первым началом, пятерка - вторым, шестерка -третьим, семерка - четвертым. Далее, семерка опять является первым началом, восьмерка - вторым, девятка - третьим и десятка - четвертым, завершая последний квадрат.
Черные масти (жезлы и мечи) выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные (чаши и пентакли) - пассивность, инерцию и объективную сторону. Далее, две первые масти, жезлы и чаши, означают добро, т. е. благоприятные условия или дружественные отношения, а две вторые, мечи и пентакли, - зло, т. е. неблагоприятные условия и враждебные отношения.
Таким образом, каждая из 56 карт означает нечто активное или пассивное, доброе или злое, проистекающее от воли человека или приходящее к нему со стороны. Значения карт комбинируются всевозможными способами из символического значения их мастей и достоинств.
В общем, 56 карт представляют собой как бы полную картину всех возможностей человеческой жизни, на чем и основано применение его для гадания.
Но философский смысл Таро далеко не полон без 22 нумерованных карт, или "главных арканов". Эти 22 карты имеют, во-первых, числовое значение, а во-вторых, очень сложноe символическое. Взятые в числовом значении, они образуют равносторонние треугольники, квадраты и иные фигуры, смысл которых определяется по составляющим их картам.
Литература, посвященная Таро, занимается главным образом истолкованием символических рисунков 22 карт. Многие писатели мистических книг организуют свои сочинения по плану Таро, но их читатели зачастую об этом и не подозревают, так как Таро не всегда здесь упоминается.
Я уже указывал на книгу неизвестного философа Сен-Мартэна. Естественная таблица отношений между Богом, человеком и вселенной, вышедшую в XVIII веке. Именно в Таро, как говорит современный последователь Сен-Мартэна доктор Папюс, неизвестный философ обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную.
Книга Элифаса Леви "Догма и ритуал высокой магии" (1853) также написана по плану Таро. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы, одну в первой части и одну во вгорой. Элифас Леви ссылается на Таро и в других своих книгах: "Великая тайна" и др. Комментаторы Таро обычно упоминают "Историю магии" Христиана (на фр. языке, 1854), в второй приводится астрологическое толкование 56 карт.
Очень известны книги С. Гвайта с необычными аллегорическими названиями, "На пороге тайны", "Храм Сатаны, и Ключ к черной магии", к сожалению, не доведенные до конца. Первая из них, это введение, вторая посвящена первым семи картам, от 1 до 7, третья- вторым семи картам, от 8 до 15, а четвертая, которая завершала эти подробные комментарии, вообще не вышла.
Интересный материал для изучения Таро есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки Таро и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму. Упомяну еще работы А.Уэйта, который сопроводил краткими комментариями реставрированную в Англии колоду Таро и составил небольшой библиографический указатель сочинений по Таро. Из современных исследователей Таро определенный интерес представляют Буржа, Декресп, Пикар и английский переводчик, Каббалы Макгрегор Мэтерс. У французского оккультиста "доктора Папюса" есть две книги, специально посвященные Таро ("Цыганское Таро" и "Таро для гадания"); в других его книгах имеются многочисленные ссылки и указания на Таро, хотя они затемнены обилием дешевой фантазии и псевдомистики.
Приведенным перечнем, конечно, не исчерпывается вся относящаяся к Таро литература; это те книги, которыми я пользовался при составлении настоящего очерка. Следует заметить, что никакая библиография Таро не может быть исчерпывающей, так как самые ценные сведения и ключи к пониманию Таро можно отыскать в сочинениях по алхимии. астрологии и мистике, авторы которых, возможно, вовсе и не думали о Таро. Для понимания образа человека, который рисует Таро, очень много дает книга Гихтеля "Практическая теософия" (XVII в.), особенно рисунки к ней, а для понимания четырех символов Таро " книга Пуассона "Теории н символы алхимиков".
О Таро упоминается в книгах Е. П. Блаватской, и в "Тайной Доктрине", и в ?Разоблаченной Исиде". Есть все основания предполагать, что Е. П. Блаватская придавала Таро особое значение. В издававшемся при жизни Блаватской теософском журнале имеются две неподписанные статьи о Таро, в одной из которых подчеркивается фаллический элемент, заключающийся в Таро.
Но если говорить вообще, то изучение литературы по Таро приносит большое разочарование, как и знакомство с оккультной и специальной теософской литературой: ибо обещает она гораздо больше, чем дает.
Каждая из упомянутых книг содержит о Таро нечто интересное. Но наряду с ценным и интересным материалом имеется очень много мусора, и это характерно для всей "оккультной" литературы вообще. А именно: во-первых, для них характерен чисто схоластический подход, когда смысл ищут в букве; во-вторых, делают слишком поспешные выводы, прикрывают словами то, что не понял сам автор, перескакивают через трудные проблемы, не доводят умозаключения до конца; в-третьих, налицо излишняя сложность и несимметричность построений. Особенно этим изобилуют книги ?доктора Папюса¦, который в свое время был самым популярным комментатором Таро.
Между тем тот же Папюс говорит, что всякая сложность указывает на несовершенство системы. ?Природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов, - пишет он. Это, конечно, верно; но именно этой простоты и не достает объяснениям системы Таро.
О этой причине даже самое обстоятельное изучение подобных сочинений мало способствует пониманию системы и символов Таро и почти не помогает практическому применю Таро как ключа к метафизике и психологии. Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться.
Я приведу несколько отрывков из работ тех авторов, которые пытались объяснить и истолковать Таро и его идеи. Элифас Леви говорит в книге "Догма и ритуал высокой магии":
Универсальный ключ магии есть ключ всех древних религий, ключ каббалы и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерян, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всем их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным.
Ключ, о котором идет речь, представлял собой иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Символическая тетрада, т. е. четверичность в мистериях Мемфиса и Фив, изображалась четырьмя формами сфинкса: человек, орел, лев, бык - совпадающими с четырьмя элементами или стихиями древних: вода, воздух, огонь, земля. Эти четыре знака (и все аналогичные им четверичные сочетания) объясняют одно Слово, хранившееся в святилищах, которое всегда произносилось в виде четырех букв или слов: Йод Хе Bay Xe.
Таро, это поистине философская машина, которая удерживает ум от блужданий по сторонам, предоставляя ему в то же время полную инициативу и свободу; это математика в приложении к абсолютному, союз позитивного с идеальным, лотерея мысли, точная, как числа; простейшее и величайшее изобретение человеческого ума.
Человек, заключенный в тюрьму и не имеющий других книг, кроме Таро, если ему известно, как с ним обращаться, способен в несколько лет приобрести универсальные познания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием".
П. Христиан в своей "Истории магии" описывает, ссылаясь на Ямвлиха, ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 аркана Таро.
Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов vпо двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга...
Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца...
Каждый аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни.
В этой связи я хочу указать, что в египетском символизме, доступном ныне для изучения, нет никаких следов двадцати двух карт Таро. Поэтому нам придется принять утверждения Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к ?тайным убежищам храма Осириса, от которых не сохранилось ныне следов; символы Таро не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени.
То же самое можно сказать об Индии: ни в живописи, ни в скульптуре Индии нет ни малейших следов двадцати двух карт Таро, т. е. главных арканов.
Рассматривая двадцать два аркана Таро в разных сочетаниях и пытаясь установить устойчивые взаимоотношения между ними, попробуем разложить карты попарно: первую с последней, вторую с предпоследней и т. д. Мы обнаруживаем, что при таком расположении карты обретают весьма интересный смысл.
Возможность такого расположения карт Таро подсказывает порядок, в котором располагались картины Таро в галерее мифического храма посвящений", о которой упоминает Христиан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий